Трушный музыкант поёт не о том, что на хайпе, а о том, что у него до злости болит. Именно такой Денис Лопатин. Ему скучно кавера. Он не верит в поддержку государства, но не отказался бы от сотрудничества. Он не стремится на гастроли в Вологду. Но ищет третьего человека в группу, SMM-щика и массажистку. Главред NobleArts Лана Сергеева поговорила с Денисом и выяснила, какое будущее музыки он видит для себя и для всей планеты.
Пою о том, что меня злит
Художник не должен быть голодным. Деньги — показатель, насколько востребовано то, что родила твоя душа. Мы узнали у Дениса, насколько далеко он готов пойти, чтобы купить миллион фолловеров или просто получить приличный кэш. И нужно ли ему это.
— Президент просит чиновников к сентябрю разработать проект по поддержке музыкантов. Если бы тебе предложили деньги на развитие с условием агитировать слушателей за власть, ты бы согласился?
— В финподдержку от государства я не верю, так как был опыт работы с госзаказами. Вывод для себя я сделал простой — платят все: бандиты, воры, люто жадные евреи — кто угодно, кроме государства. Они считают, что должны исключительно им. При этом у меня нет личной антипатии к Владимиру Путину. Наоборот, даже нравится, как он держится перед журналистами и на международных встречах. Но я живу в этой стране, и мне стрёмно, что ждёт меня и моих близких завтра. Поэтому агитировать за эту власть я бы отказался. Государство — последний источник в списке тех, от кого можно ждать помощи. И боюсь, что в ближайшие полвека в лучшую сторону ничего не изменится.
— Но предположим, государство все же заплатило — тебе дают пятьдесят миллионов рублей наличными, и говорят, пой за закрытый интернет и железный занавес. Ты бы взял деньги?
— Очень просто сидеть в канаве и быть никому не нужным тру-рокером, который «против системы», который «не продался и не опопсел». Но как только возникает малейшая возможность прилично заработать, принципиальность обычно у всех резко испаряется. В 17 лет я был убеждён, что никогда не буду играть на корпоративах. Сейчас искренне радуюсь, когда меня на них зовут. Если кому-то кажется, что я продаюсь, меня это мало заботит.
Моя принципиальность в том, что я пишу сам и играю даже на корпоративах по большей части свои песни, а не обожаемые всеми вирши Сергея Шнурова и Григория Лепса.
Поэтому про государственное финансирование и требования агитировать скажу так — несите деньги, я не против. Хоть новый гимн для вас напишу из серии «Старлайт — будь худой, но не головой» (слоган из «99 франков» Фредерика Бегберера— прим. NobleArts). Моя семья уже пару лет как не ездила в нормальный отпуск.
— А во что ты веришь? Какой главный месседж твоих песен?
— С каждым годом остаётся всё меньше того, во что получается верить. Это отражает моя музыка. Я всё чаще насмехаюсь и всё чаще не по-доброму. Но я очень уважаю людей, преданных своему делу. Восхищаюсь альтруистами, хотя сам таковым не являюсь. Многие считают мои песни — и меня заодно — добрыми и весёлыми из-за их подачи и реггийных или блюзовых мелодий, думаю. Но в 90% случаев я пою о том, что меня бесит и злит.
Три концерта в неделю — большинство из-за денег
Уверенная заявка на запомниться. Но какой прок от такой позиции? Узнаем, много ли у музыканта с такими амбициями концертов, и часто ли качают его треки с музыкальных платформ.
— Получается ли зарабатывать только музыкой?
— Получается, причём даже своей — я редко играю кавера. Я работаю архитектором, одно время был арт-директором в нескольких барах и клубах плюс регулярно играю концерты. Когда бывали трудности с деньгами в архитектуре, я делал больше концертов, хотел уйти из профессии и заниматься только музыкой и организацией мероприятий. Но это немного и нестабильно. А у меня ребёнок. И если я вечерами напролёт буду пропадать в клубах, сын будет расти без меня. А я так не хочу. Поэтому продолжаю работать в архитектурном бюро, раз-два в неделю где-то выступать и периодически делаю концерты разным командам в дружественных местах. Как по-другому — я пока не придумал.
— Сколько песен записал? Сколько было составов в групп? С кем сейчас играешь?
— У меня есть один альбом в составе группы «Атма». Называется «Болезни роста». И два сингла с ними же — «Никакого панк-рока» и «Подарок». От первых двух коллективов «Ап@тия» и «Пир@нья» остались только концертные записи. Последней командой была LDTM —LD&TOVAROVSKI&MOSK. С ними есть записи эфиров с радио и немного слушабельных концертных треков.
Сейчас играю с Сашей Моском под тем же названием LDTM, либо один. Саша играет на кахоне и другой перкуссии. Бывают косяки, когда соглашаюсь на выступления, а потом выясняется, что у Саши в эти даты гастроли с театром. Тогда я прошу мне помочь Майкла (группы «Бобры» и «Обними Кита») или Цельтнера («Адам Смит», Светлана Кулагина).
Денис Лопатин и Саша Моск выступают на творческом вечере Инна Медведун «Птица Поэта»
— Чаще выступаешь сольно или с группой? Сколько обычно концертов играешь в год?
— С «Атмой» концертов было мало, меня это не радовало. А вот с LDTM за три года мы отыграли гору выступлений — крупные корпоративы, летние фесты, сольные концерты, дни рождения, свадьбы, поэтические тусовки.
В 2018 году было по три концерта в неделю. Рад бы сказать, что это было круто и весело плюс огромный опыт. Но на самом деле большинство концертов отыграл исключительно ради денег — я бы лучше дома посидел.
— Где ещё выступаешь?
— В дружественных заведениях. До декабря 2018 в этом списке было арт-кафе «Стакан», которое открыл Костя Швецов. В прошлом он играл на гитаре в музыкальном коллективе Петра Налича и группы Татьяны Зыкиной. Место было чудесное. Полтора года я там организовывал, играл и прекрасно проводил время. Перезнакомился с кучей интересных личностей, многим из которых помог провести презентации альбомов, клипов. Чертовски жаль, что «Стакан» закрылся. Для меня он стал родным. До сих пор пишут люди, просят устроить им день рожденья или сольник. Об этом времени я буду вспоминать с особой теплотой. Я вообще страшно сентиментальный. Только никому не рассказывай.
— Перефразирую вопрос на квартирнике из фильма «Лето» — тебе комфортнее выступать на камерный зал до 100 человек или, наоборот, чем больше слушателей, тем лучше?
— Мне комфортно играть камерные концерты, когда чувствуешь, что все ловят с тобой одну волну. Было комфортно играть в электричестве на летних фестах, когда внизу колбасятся пьяные и весёлые люди. Мне комфортно играть даже на корпоративе у 60-тилетних бухгалтерш. Петь и играть — это в принципе кайфово, можно и без партнёра. У меня всё зависит от внутреннего состояния. Бывают моменты, когда даже в самой тёплой и максимально своей компании играть не хочется. Просто не хочется раскрываться.
— Ездил ли на гастроли?
— Ездил, но мало. С группой «Атма» выступал в Коломне, Серпухове, Подольске, Зеленограде. Ещё на летних опен-эйрах «Быть Добру!, «Кабанник», Остров project. Сам организовывать подобие тура не хочу. Не вижу смысла. Для чего мне ехать в условную Вологду? Страну посмотреть? Если когда-нибудь я запишу что-нибудь дельное, что будет вызывать интерес у людей за пределами МКАДа, я поеду. А пока мне вполне неплохо сидится на своём химкинском балконе.
У меня есть знакомые, которые катаются по всей стране, играют концерты за три копейки ради самого процесса. Я их понимаю, но сам так не хочу.
— Выкладываешь треки на Apple Music, Badcamp, Яндекс.Музыку или аналоги?
— Я всё чаще задумываюсь — зачем. Обычная старческая история. Для меня очевидно, что популярность и успех в современном мире приходят не к тем, у кого хороший материал, а к тем, кто грамотно его навязывает. Музыки очень много, причём очень хорошей. Новой, старой — какой угодно. Людям обычно просто влом слушать что-то новое и неизвестное.
Я довольно долго в это играл — участвовал во всяких конкурсах. Но мне это больше неинтересно. Интересно играть вживую на совсем незнакомую публику. А раскручивать своё музло в соцсетях — неинтересно. Но необходимо, если хочешь выйти на более серьёзный уровень.
Подростковые лозунги под четыре панковских аккорда — зашквар
Не бывает музыканта без любви к музыке. Как не бывает музыканта без вкуса и ощущения, какие тренды уже отмирают. Любопытно, кто прописался в хит- и шит-парадах Дениса.
— Что для тебя критерий годной музыки? Что нравится и что считаешь зашкваром?
— Я не хочу писать фоновую музыку. Мне это неинтересно. Песня должна цеплять, вызывать эмоцию. Если этого нет — такая песня никому не нужна. Бесят шаблоны — и в текстах, и в мелодиях. Не люблю лозунги. Если выбирать между «Аффинажем» и «Порнофильмами», я однозначно за первых. Искренность, нестандартность, неожиданные сочетания музыкальных инструментов — это прекрасно.
Гонять по кругу четыре банальных панковских аккорда и орать в микрофон пародию на Летова и Никонова с понятными подросткам лозунгами-хэштэгами— это зашквар.
— Каких музыкантов, кроме себя, ты считаешь талантливыми? И широко, и мало известных? Есть кто-то, кого считаешь единомышленником?
— Я не буду называть известные имена— их много, все их и так любят и знают. А вот про тех, кто нравится из андеграунда скажу: обожаю Ганина — и прошлый проект Яки, и сольно, и с Гришей Фатовым в «Галере в Огне». Это очень хитово. Это остроумно. Это могло бы быть популярно на всю страну, если бы это грамотно раскручивали. Мы давно знакомы, много выступали совместно. Ваня — это феерия. Наглухо отмороженный циничный ублюдок. Обаятельный страшно. Как и Гриша.
Ещё меня очень зацепили песни Мити Флоренского. Я делал ему концерты в «Стакане» несколько раз. Митя — шаман. Он приковывает взгляд. Он очень самобытен — и по-актёрски, и по-авторски невероятно крут. У него сложные ритмы, образы, манера исполнения. При этом с Митей просто и приятно общаться. Ещё очень люблю Свету Кулагину. Крутейшая дама! И тембр, и образ, и сами песни, конечно. Кто бывает на «Непотерянном Поколении» знает, что мы дружим с Пашей Русским, Катей Мон и многими другими талантливыми музыкантами. И Пашу, и Катю тоже безмерно уважаю. Но их и так многие знают, поэтому больше рассказал о других.
— Кого из популярных музыкантов считаешь бездарем?
— Терабайты современного музла пишут на калькуляторах — подбирают правильные слова под правильный модный звучок, чтоб зацепить школьников. Получается бездарно, но пишут это далеко не бездари. Просто люди так работают и весьма эффективно. Такая пустышка становится хитом, если её грамотно навязывать. Но через 20 лет по ней не будут ностальгировать и вспоминать ушедшую молодость. Но есть и большой плюс — радио и телеформат всё меньше влияют на людей, по крайней мере — на думающих.
Ищу аранжировщика, третьего члена группы, видеооператора, SMM-щика и массажистку
И что дальше? Притязательный вкус не означает большое будущее. Фикать на тренды умеют многие, и это на хайпе, мы непротив. Но что же затеял такой нетривиальный человек? Вот это уже любопытно. Возможно, ему нужны подельники.
— Какого развития хочешь в творческом плане, но пока не хватает ресурсов?
—Хочу наконец-таки записать материал за последние три года, но не в акустике, а с интересным современным саундом. Я сам этим умением не владею. Поэтому ищу человека, который пишет аранжировки, и которому зайдёт такой саунд. В идеале, такой человек нужен и для живых выступлений. Мы с Сашей готовы взять в группу третьего участника. Играть в акустике мне поднадоело, хочется другого звука, других песен.
— Кто ещё тебе нужен, чтобы помочь записать новый материал?
— Мне нужны все: и SMM-щик, и человек, который может снимать толковый видеоматериал, и личная массажистка особенно. Я вообще открыт к любым предложениям в плане совместок.
— Где слушать тебя, следить за афишами и куда писать предложения о сотрудничестве?
— Пишите ВК на тему совместок, приглашений на супер-мега-вечеринки и прочего Саша прилепил кнопку «поддержать проект» у нас в группе, но я никого не агитирую на неё тыкать. Мы постараемся всё сделать своими силами.
Какие чувства у тебя вызывало интервью? Что скажешь о Денисе? Понравились или возмутили мысли? Хочешь стать третьим членом команды? Расскажи об этом в комментарии.