Обычно я трижды думаю перед тем, как сходить в кино. Особенно — на русское. Каждый третий отечественный фильм из пяти — заимствованная калька или попытка заработать в моменте на хайпе. Но с «Акварелью» Виктора Косаковского все наоборот. Душа потребовала: «Да, мы туда идем!» на 57 секунде трейлера — когда сковывающую до мурашек красоту и мощь стихии прервал челлендж на черном экране:
«Словами не описать красоту фильма»
Через три часа после вызова в трейлере я попивала капучино по центру на половину забитого зала в «Октябре». Вышла в состоянии как после психоделического рейва. Не верьте отзывам критиков о том, что в фильме нет сюжета. Он просто не очевиден не искушенному зрителю. И не походит на привычные паттерны, потому что это метафизический трип.
Картина рвет шаблоны с рекордной скоростью 96 кадров в секунду. В ней почти ни слова. Нет фейковых декораций и спецэффектов. Нет напудренных надоевших актеров. Полтора часа в кадре только главная героиня — вода в разных настроениях. Она предстает в самом хрупком состоянии — кромкой льда на Байкале. Так она уносит первую человеческую жизнь — спасатели на глазах мужа не вытаскивают из-подо льда женщину. Здесь звучат единственные слова в картине. И затихают на остаток фильма.
Не успеваешь осмыслить потерю, как вода толстеет, вырастает до 120 метров и с ревом рушится ледниками Гренландии. Она ревет о своей незащищенности белой музыкой и вступает в сговор с ветром, показывает мощь убийствами – ураганом «Ирмой» в Майами. А после стекает в грязь тихих рек Индонезии, чтобы попомнить о себе громадными волнами Атлантического океана.
Человек в «Акварели» на вторых ролях. Как обычно пейзаж в лентах о людях, здесь актеры — живая декорация к фильму о стихии. И это не привычные фальшивые актеры. Они не смотрят в камеру, как дешевые комики. На них нет красивых нарядов и макияжа. Они молча рискуют жизнью, чтобы познать или покорить стихию.
Больше всего меня тронула пара яхтсменов, которые покорили волны размером с торговый центр в шторм. Они стартуют под виолончели Apocalyptica, но не видим, как возвращаются. Скорее всего, оба погибнут за кадром без пафосных речей, от которых тошнит в других фильмах. Но мы забываем о них, как о красивом пейзаже на закате со следующей стадией стихии. И все же лично у меня такие герои вызывают намного больше восхищения, чем Дайнерис на нарисованном драконе или Железный Человек, надевший камни Бесконечности на худосочную руку. В «Акварели» мы видим глубокий смысл без пыли лишних слов и не отретушированную мощь. Но чтобы ее ощутить, нужно духовно дорасти.
Критики слишком поверхностны
Уважаемые критики хором называют мнимый месседж: «Человек — ничто перед стихией». В этом убеждает и девиз фильма на КиноПоиске — «Это ее мир, а мы лишь живем в нем». Но как по мне — это упрощающий ход маркетологов. Все равно что взять тюбик с превращающим в ведьму кремом для Маргариты и поставить его на полку масс-маркета между баночками от Нивея и Герлен по той же цене. Фильм глубже, тоньше, сложнее.
Смысл не в том, что человек — ничто перед стихией. Человек – это и есть стихия! Не будем спорить на сколько процентов, но большая часть наших атомов в жидком состоянии. Фильм не для того, чтобы поставить нас на место своим масштабом. И если мы внимательно присмотримся и причувствуемся, то поймем — лента о каждом из нас.
Когда в начале в полной тишине трескается лед на Байкале, в душе отзывается опасность. Тревогу усиливают ледники, которые после миллионов лет жизни с ревом падают в океан. Внутри отзывается дорогое сердцу, что мы теряем. Камера спускается в воду, показывает, как исчезают последние пузыри воздуха. Здесь главная героиня начинает петь — миллиарды голосов капель умирающего ледника сливаются в недовольный гул.
Мощь растворяется в грязных реках Индонезии. Здесь мы видим уставшую воду — привет от ненавистной рутины. И эта грязь тянется почти десять минут, въедается под корку — показывает, как убога и ничтожна по сравнению с прошлыми состояниями. И когда надоедает окончательно, снова обретает величие поцелуем течений. Холодное серое и теплое синее, они смешиваются в диком танце. Здесь в зрелые души стучатся катарсис и инсайты.
Для верности вспомним 2011 год, другую картину Виктора Красовского «Да здравствуют антиподы!». Его героиня, 12-летняя девочка сказала, что в следующей жизни она хотела бы быть не человеком, не животным, не живым существом вообще, а «чистой байкальской водой». Это желание человека с чистой душой и стало идеей для шедевра. А разве в той девочке не было воды? По сути, вода в ней сама сформировала идею о себе.
Таки что, прям ни одного минуса?
Куда без них. Композитору Эйкки Топпинену респект за то, что записал балалайку Евгения Смирнова во льдах, но большинство треков слишком громкие и не к месту. Избитый финский метал — слишком просто для такой неоднозначной и загадочной субстанции, как вода. На мой нескромный вкус не хватило неоклассики со скрипками и арфами под поцелуй течений, хмурого стоннера под грязное спокойствие безысходных мертвых рек Индии и прозрачного эмбиента под финальный визуальный оргазм от величия водопада в финале.
Если занудствовать и эстетствовать, не хватает подписи к местам съемок. Режет проф взгляд и разница букв. Благодарности на русском. Титры на английском. И при этом на минимуме текста разные шрифта. Впрочем, эти придирки легко исправить. Главное — русские сняли действительно сильный фильм, которому есть место в вечности. Он актуален не только здесь и сейчас, а всегда.
Сходите на «Акварель» в кино, проверьте на духовную зрелость. Если ощутите мощнейший порыв, поздравляю, вы живы и растете. Если для вас это прикольные медитативные кадры а ля Жан-Жака Кусто, закройте наш сайт, перейдите читать ямбы про посуду на стихире. А мы тут, простите, о вечности. И на свой притязательный вкус, несмотря на технические недочеты вписываю этот фильм в свой личный топ-10. Спасибо за катарсис. Чего и вам желаю.
Автор: Лана Сергеева
interesting for a very long time
very good